Газета "Культура" №13 (7574) 5 - 11 апреля 2007г. Играем Стоппарда |
«Петербургский театральный журнал» № 28 2002г. Отблеск в тумане
|
Культура № 55 (25419) 24.03.07
Премьеру второй по счету постановки нового главного режиссера театра «Старый дом» Сергея Каргина ждали, можно сказать, с нетерпением. В первую очередь потому, что в работу была взята пьеса Тома Стоппарда — современного английского драматурга суперинтеллектуала, в произведениях которого «философичность, эстетство, реальность сплетаются в некое сложное и запутанное единство». То есть планка, как и в спектакле «Тойбеле и ее демон» по Исааку Зингеру, была заявлена высокая...
В. Владимирова "Советская Сибирь" 19.05.2004 Агенство злых-добрых дел
В конце апреля на малой сцене театра "Глобус" состоялась премьера спектакля "Деревья умирают стоя" по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны. Постановку осуществил Сергей Каргин, ученик Льва Додина, бывший главный режиссер Петербургского ТЮЗа имени Брянцева, поставивший множество заметных спектаклей в театрах Санкт-Петербурга. Новосибирской публике он известен по детским сказкам "Глобуса" - "Двенадцать месяцев" и "Волшебный уголек". "Мыльная", как сейчас принято говорить, история, рассказанная Касоной, повествует о том, как добрые молодые люди занимаются тем, что приносят счастье, покой и веру нуждающимся в них людям. Глава этого сообщества Маурисьо одновременно спасает и отчаявшуюся Марту-Изабеллу, и славную старушку, много лет назад потерявшую непутевого внука, который вроде бы пишет ей письма о своей наладившейся жизни... Правда, потом оказывается, что письма принадлежат перу ее супруга. И когда внезапно отыскавшийся внук отправляется на встречу со своими родными - спасти положение может лишь умница Маурисьо. Представившись внуком, которого старушка не видела двадцать лет, он вместе с красавицей женой (тоже фальшивой) приезжает в "отчий дом". И все было бы хорошо, но тут появляется настоящий внук... Конечно, в спектакле произошло смещение каких-то смысловых акцентов. Легкая комедия о духовной благотворительности странного агентства добрых дел превратилась на сцене в настоящую драму человеческих судеб. Жанровый подзаголовок спектакля - истории заблуждений - отражает основную идею спектакля. Все персонажи, так или иначе, сотворят себе кумиров, а в финале разочаруются в созданных мифах. Но каждый из них будет вынужден решить для себя: что все-таки важнее в жизни - иллюзия или реальность? Герои спектакля выберут иллюзию. И бабушке важнее будет придуманный внук с "правильной" биографией, к которой она привыкла, с которой сроднилась. А настоящий родственник - угловатый, неудобный, разрушающий привычный мирок - будет неугоден. Марта-Изабелла не пойдет за настоящей любовью, то ли испугается, то ли не захочет ничего менять... В который раз обманет саму себя. Маурисьо будет по-прежнему создавать искусственное, насильственное "счастье" для общества и упиваться своей властью над людьми. Заблуждения, какими бы печальными они ни были, становятся формой существования персонажей. Встреча героев в одной пространственно-временной точке не принесет желанного рая, хотя каждый из них будет убеждать себя и окружающих, что исполнение заветной мечты нашло их. Актеры очень четко понимают свои задачи на сцене и мастерски их воплощают. И Анастасия Васильевна Гаршина, и Елена Ивакина, и Александр Смышляев, и Сергей Мурашкин - все хороши и убедительны. Интересно визуальное решение спектакля. Серо-стальные движущиеся планшеты, изогнутые полукругом, на фоне которых высвечиваются тени. Искусный видеоряд создает особую атмосферу - зыбкость человеческих взаимоотношений, иллюзорные миры персонажей, предощущение счастья, беды, любви, несбыточность надежд на эту самую любовь... Старые семейные фотографии, осенние пейзажи, "воронка-матрица", рябь оборванного кинематографического кадра. Фото и кино - разновидности жизненных иллюзий, прекрасные и удивительные обманы... Спектакль получился необычайно светлым, добрым и прозрачным. Мне, как зрителю, часто так не хватает простоты, а точнее, внятности режиссерской идеи, рисунка межличностных отношений героев, ситуаций, проблем, поставленных во главу угла. А в премьере "Глобуса" ощущается кристальная чистота замысла и исполнения. Удивительно, что сегодня возможно поставить такой аккуратный, крепкий, хороший спектакль. Спектакль для людей.
|
Станислав Якушевич Большой Новосибирск
Е. Климова
"Труд-Новосибирск" 21.10.2004
Что там, за облаками?
Они в самом деле живут на облаках - ученый Протасов с красавицей женой Еленой и младшей сестрой Лизой, на облака к ним захаживает друг художник Вагин и поклонник Лизы ветеринар Чепурной, и сестра его купчиха Мелания, влюбленная в Протасова до потери рассудка. Облаками расписаны стены и потолок их дома, и мебель в этом доме прозрачна и легка. Только двери в глубине сцены - прочные, основательные. Когда их створки распахиваются, в проеме видны то золоченые обои и картина Шишкина в бронзовой раме, то кухонные горшки и ухваты, то половичок, а на нем калоши. В общем, все понятно. Двери отгораживают детей Солнца от настоящий жизни, которая, во что бы ни рядилась, все равно груба и жестока. А у себя на облаках большие дети ведут вдохновенные беседы о будущем, рисуют, говорят стихи и ставят химические опыты. Горький написал "Детей Солнца" в 1905 году, будучи недолго узником Петропавловской крепости. В проекции на время и место монологи о благословенной роли науки в будущей жизни, и надежда на небо в алмазах - все естественно, все понятно. А сегодня? Спектакль спектаклю рознь, я смотрела самый первый "прогон" его на публике, и тогда мне в иные моменты приходилось напоминать себе про это самое "время и место". Персонажи не знали, чем закончится (и очень скоро!) их парение в высях, но мы-то все знаем это отлично, и ощущения этого знания мне в спектакле часто недоставало и мешало цельности впечатления. Хотя смотреть было чрезвычайно интересно в каждый момент, и почти два часа, которые длилось первое действие, пролетели незаметно. Хорошие актеры исполняли хорошие роли - а что еще нам, зрителям, по большому счету, от театра надо? Каждый персонаж был личностью, даже крохотные роли не назовешь "эпизодическими" - так запомнились, а пятеро главных не отпускают от себя вот уже неделю. И более других - Борис Николаевич Чепурной (Александр Смышляев). Нелепый и жалкий, сильный и искренний, с трагедией в душе, которую чувствуешь, как груз, буд-то ему тяжело - дышать, говорить, двигаться. Единожды только он его сбросил, когда услышал от Елены ложь о Лизином согласии на брак - и заскользил легко по сцене и даже будто стал выше ростом. Доверчивый и скрытный сразу, он не защищен от жизни, как остальные, искусственными преградами - наукой, как Протасов, живописью, как Вагин, игрой в любовь, как Елена или в болезнь, как Лиза. Он принял эту облачную жизнь за реальную, и потому он лишний здесь, и потому обречен. Он ведь и о любви не говорил, объясняясь с Лизой где-то за сценой, и о решении покончить с собой намекал только - ернически, как всегда, - но и любовь его и крах всех надежд можно ли дать почувствовать острее, - не знаю. Наверное, я фантазирую, и не все мотивы поступков Чепурнова таковы, как увиделось мне, но человек сложен и не всегда понятен даже самому себе. А так глубоко и свободно исполненная роль, как исполнил свою Александр Смышляев, не позволяет говорить о Чепурном, как о персонаже, за действиями которого следишь на протяжении спектакля. Скорее, как о человеке, с которым познакомился, да жаль, ненадолго - под конец его жизни. Кто еще будоражит воображение - так это Елена Николаевна (засл. арт. РФ Галина Яськова). Вроде с одной стороны - просто "дама, приятная во всех отношениях" - голос звучен, платье выше всяких похвал, и манеры, и походка - все воплощение супруги рассеянного ученого, как ее себе представляешь. А поглядишь внимательнее - ох, непроста прекрасная Елена. Интригует мадам - говорит прочувствованно, в глазах холод, улыбка опасная, истерики наигранные - нехороша. И уже привыкнешь к мысли, что нехороша - а она возьми да и пойди к холерной больной, - может, и глупый поступок, да совершен красиво, просто и не раздумывая. На образцовую супругу - нет, не тянет. И на влюбленную страдающую женщину, по которой и Вагин сохнет, и Протасов не отпускает - тоже. Любви тут мало. Больше надлома, современной раздрызганности души и сознания. Может, и не задумывалось так, а получилось интересно и близко. И у Лизы (Елена Ивакина) любви нет. Есть игра на грани безумия и подлинное безумие о финале. Не драматическая роль - почти балетная партия. У Вагина (засл. арт. РФ Евгений Калашник) тоже не драматическая роль. В том смысле, что драматических переживаний, по поводу места, какое отвела ему в своем романе Елена, нет у Дмитрия Сергеевича. Легок он, ироничен, равнодушен, личность обаятельная, но без огня - и любовного, и художнического. Это душу Мелании терзает огонь непонятной любви к Протасову. Наталья Орлова, засл. арт. РФ, как всегда - фейерверк, но я почему-то в каждой отдельной сцене ей поверила, а в целом - в ее муки, раскаяние - нет. И в любовь к Павлу Федоровичу - тоже. Хотя как не полюбить засл. арт. РФ Павла Харина, когда он весь в белом и улыбка эта его открытая, фирменная. Как не полюбить? А не торопиться. Павел Харин тонкую игру плетет. Протасов мил и добр, но как он отшатывается раздраженно от всяких переживаний, я уж не говорю про чужие трагедии, как щепетильно протирает дверь, которой касалась пришедшая от холерной Елена, как у него губы неврастенически дрожат и как он ручками машет мелко, если что-то вторгается в его день, в его опыты, в его мечтательные речи. "Я не знаю, зачем бы я пошла сегодня на "Дети Солнца", - сказала мне образованная дама, которая знает, что Горький - эго нерадостный автор. Я вспоминала ее слова на спектакле, потому что у меня родился банальный ответ - зачем. Классика она потому и не на один год, что актерам в ней всегда найдется, где развернуться, а нам - на что посмотреть и над чем задуматься.
Т. Коньякова "Вечерний Новосибирск" 28.04.2004 Хороший спектакль для хорошей актрисы
На сцене театра"Глобус" поставлен спектакль по пьесе Алехандро Касоны "Деревья умирают стоя", одну из главных ролей в спектакле сыграла Анастасия Гаршина, народная артистка России, легенда новосибирской сцены. - Мы хотели сделать спектакль именно для Анастасии Васильевны, - говорит режиссер-постановщик спектакля Сергей Каргин (Санкт-Петербург), - перебрали очень много пьес и остановились именно на этой, потому что в ней есть живая человеческая история, и это подкупает прежде всего... "Живая человеческая история" написана аргентинцем Касоной еще в 1949 году, и с тех пор очень любима театрами, в том числе и российскими. - Прежде всего - это история заблуждений, - говорит режиссер. - История иллюзии, в которую мы погружаем себя, которой мы закрываемся от реальности. Жить в реальности мало кто находит в себе силы. Мы объелись реальностью. Человек так устроен, что ищет свой способ, позволяющий ему как-то защититься, сохранить себя в этом сложном мире, среди всех этих социальных, семейных, бытовых, ежедневных проблем, от которых хочется как-то спрятаться, исчезнуть. Героиня Анастасии Гаршиной - сеньора Бальбоа, бабушка, 20 лет прожившая в иллюзии о счастливой судьбе и благородстве своего непутевого внука, для которой крушение иллюзии стало крушением всей жизни... Но все обаяние ее личности и ее величие в том, что в своей личной трагедии она находит в себе силы понять и драму тех, кто оказался вовлечен в сотворение этого мифа для нее. Понять и простить... Игра Гаршиной очень несуетна, сдержанна и одновременно эмоциональна и завораживающе экспрессивна. Последняя фраза, которую произносит на сцене ее героиня: "Да, я понимаю, это был обман, но эти 20 лет были самыми счастливыми днями моей жизни..."
О. Доморадова "Досуг" 28.10.2004 "Дети солнца" спустя сто лет
"Если б в нашу кровь хоть искру солнца..." Малая сцена театра "Глобус". Пришедшие в ожидании. Свет в зале еще не погас, разговоры зрителей не стихли, актеры не появились, и несколько минут можно смело посвятить разглядыванию декораций. Стилистическое решение восхищает: цвет стен и пола - цвет неба: белые облака перемежаются с различными оттенками синего. На таком фоне едва заметны несколько прозрачных стульев. Рано или поздно взор устремляется на странное сооружение с химическими колбами. Приглядываясь, мы замечаем на некоторых склянках формулы, а непосредственно в них - разного цвета жидкости. Таинственно. Мало того, что Малый зал располагает практическим отсутствием дистанции между артистом и зрителем, небо делает пространство бесконечным и сразу внушает зрителю этакую безмятежность. Но внешняя оболочка оказывается обманчивой, и кажущаяся безмятежность рассеивается уже с первых сцен - появляется спешка и быстротечность событий. Лица сменяют друг друга. Kтo-то приходит, чего-то требует, услышав отказ, уходит. Кто-то просит внимания, но, не получив его, переживает. Кому-то нужно сочувствие, кому-то - деньги. Кто-то требует оставить его в покое, а кто-то добивается согласия ни руку и сердце. Переплетаются линии жизни, сталкиваются интересы совершенно не похожих друг на друга людей. Лишенная слов автора и музыкального сопровождения пьеса отнюдь не кажется неполноценной. Все с лихвой восполняют яркие диалоги и монологи, громкие восклицания и реплики персонажей. Работа, так сказать, ведется "голым словом", в этом-то и заключена основная смысловая нагрузка произведения. Название спектакля - "Дети солнца", и поставлен он был петербургским режиссером Сергеем Каргиным. Исходным материалом для спектакля послужила одноименная пьеса Максима Горького. Премьера состоялась 15 октября, и сейчас постановка на полных правах вошла в репертуар "Глобуса". Спектакль довольно красочно и своеобразно иллюстрирует горьковских "Детей солнца", немного видоизменяя спектр затрагиваемых проблем. Дело в том, что в современной постановке немного размывается идеологическая грань - яркое противопоставление интеллигенции и народных низов. Но социальная проблематика все же просматривается, а с другой стороны - мы наблюдаем за взаимоотношениями близких людей. Раздражает житейская слепота Протасова и его чрезмерное увлечение работой, что отдаляет его от жены, столь желающей внимания. Смешит и вызывает сочувствие мещанская глупость и грубость влюбленной Меланьи, требующей чужого мужа. Умиляет и вместе с тем поражает любовь слесаря к своей жене. Изумляет и вызывает восхищение Лиза - цельный человек, живущий жизнью всей Вселенной среди нищенски серой обыденности. Поскольку пьеса не тенденциозна, она применима и к современности. Режиссер Сергей Каргин высказался следующим образом: "Пьесе в следующем году будет сто лет, так что в отношении сюжета, его темы и персонажей можно говорить о завершении определенного цикла. Что же мы видим? Кровавые события 1905 года перекликаются с кровавыми событиями сегодняшней действительности, экономическая ситуация начала века и нынешняя - удивительно схожи, воспаленное сознание людей тех лет и разрушение личностей в нашем столетии также находят отражение друг в друге. Ход истории вновь указывает на повторение ошибок, которые невозможно избежать оттого, что мы - всего лишь дети солнца, а не оно само...". Все говорит в пользу того, что классика действительно вечна, и все, что говорилось много лет назад, можно смело транслировать в сегодняшний социум. В течение спектакля декорации поменяются всего лишь единожды, и произойдет это на глазах зрителя - из дома Протасовых действие перенесется в их же сад. Но общие настроения персонажей не изменяются, только лишь к концу некоторые герои приходят к пониманию своих ошибок и пытаются их исправить. Кто-то успевает, а чей-то поезд уже ушел. Сумасшествие или дверь в другой мир? Смерть - страдание или желаемое умиротворение? Двусмысленный конец не ставит твердой финальной точки - так может быть, спектакль еще не закончился и продолжается вне сцены? Эта трагифарсовая двусмысленность кому-то оставляет пищу для размышлений, а кому-то - руководство к действию.
|
С. Самойленко "Континет-Сибирь" 30.04.2004 Мелодрама как она есть
Новосибирский театр "Глобус" представил очередную премьеру на малой сцене санкт-петербургский режиссер Сергей Каргин поставил суперпопулярную в советские времена пьесу испанского драматурга Алехандро Касоны "Деревья умирают стоя". Этот спектакль - простая, понятная и сентиментальная история. Лучше всего об уровне театра судить не по шедеврам и не по провалам, а по постановкам средним, именно в них видна общая культура коллектива, профессионализм труппы, мастеровитость режиссера. Именно таким "средним" спектаклем стала постановка Сергея Каргина - честная, вменяемая работа с простым и доступным драматургическим материалом. Спектакль по пьесе испанского драматурга не сходил со сцены советских областных драматических театров, удовлетворяя потребность зрителей в мелодраме. Последние лет пятнадцать эту функцию выполняют телесериалы всех мастей, и в театре ставить эту непритязательную и нравоучительную историю считалось "некомильфо". Выбор режиссером пьесы был, что очевидно, обусловлен задачей утилитарной - нужно было отыскать материал, в котором были бы заняты актеры старшего поколения, - не секрет, что им сегодня трудно найти достойные роли. И выбор оказался верным - в слезоточивой истории оказались на месте артисты нескольких поколений. История проста: в некое агентство, занимающееся, так сказать, театрализацией жизни (жестокому судье, например, выносящему лишь смертные приговоры, дают послушать на рассвете соловья, тронув тем самым его сердце), обращается пожилой господин. Двадцать лет назад он выгнал из дома внука, малолетнего негодяя, разбив тем самым сердце своей супруге, любящей бабушке. Юноша стал гангстером в Канаде, но дедушка пишет письма от его имени, и в них внук становится на путь исправления, учится, приобретает профессию архитектора, женится и так далее. Все хорошо, но настоящий внук хочет вернуться. Бабушка, разумеется, не переживет обмана. К счастью, корабль, на котором блудный внук возвращается, тонет. Задача обаятельного директора агентства Маурисьо и его сотрудницы - сыграть внука и его жену. Что они и делают - но игра превращается в жизнь, молодые люди становятся по-настоящему родными бабушке и близкими друг другу. "Воскресший" было внук-негодяй изгоняется - вопреки голосу крови. Можно представить, как мог бы обыграть противостояние жизни и искусства какой-нибудь амбициозный режиссер-модернист. Сергей Каргин не ввязался в игры с отражениями жизни и искусства и поставил добротную мелодраму: в спектакле нет никаких других смыслов, кроме тех, что заложены в пьесе. Зато есть простор для актерской игры. Анастасия Гаршина и Александр Кузнецов, играющие пожилую супружескую чету, трогательны, нелепы и суровы, вызывая сочувствие, симпатию и бесконечную благодарность за то достоинство и сдержанную эмоциональность, с которой они ведут рисунок роли. Возможно, кто-то пожмет плечами: дескать, ничего особенного, так играли и двадцать, и сорок лет назад. Играли, согласен, но сегодня далеко не всякий молодой актер сможет сыграть именно так: вживаясь в "шкуру" персонажа, органично существуя и взаимодействуя с партнерами. Елена Ивакина и Сергей Мурашкин, играющие лжевнуков, Изабеллу и Маурисьо, составляют достойную пару - хотя поначалу кажется, что они не вполне "в своей тарелке", и естественность интонаций актеры обретают лишь к середине первого действия. Точнее, в полной мере обретает Елена Ивакина, поскольку ее героиня чувствительна, правдива, способна к сопереживанию и тяготится игрой. Персонаж Сергея Мурашкина лишен этой естественности - возможно, в силу "театральности" своей профессии. Не сказать, что все в спектакле хорошо: испанские танцы на подиуме в исполнении студентов театрального училища и все первые мизансцены фальшивы, так же, как фальшивы первые реплики и интонации, с которыми они произносятся. Стерильные пластиковые декорации, напоминающие о современных офисах, противопоставлены теплоте и уюту старого дома - мебель из стали и кожи одевается в чехлы, свет теплеет, на панели проецируются то старые фотографии, то просто телевизионная рябь. Разумеется, всего этого недостаточно для того, чтобы противопоставить подлинность старины искусственности и выморочности современности, истинность человеческого чувства - математическому расчету, жизнь - искусству. Весь этот холодноватый режиссерский замысел в конечном итоге опровергает и искупает теплота дыхания, звук негромкого человеческого голоса - и это в проходном, в общем-то, спектакле внушает симпатию.
Интересные отзывы о постановке «Долгий рождественский обед» оценка 10
ilex carrot |